Кингисеппская школа №3


 
Главная
 
Ивангородская крепость
 
Лист Мёбиуса
 
Демонизм в творчестве
 
Воля и табакурение
 
Музыка и регуляция
 
Краеведение и физика
 
English-speaking countries capitals
 
 

Учебно-исследовательская работа по теме:  "Музыка как способ регуляции психоэмоционального состояния человека."

 

Выполнила ученица 10а класса Сиротина Анна под руководством педагога-психолога Семёновой С.В.

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….стр.3

1.  Мир звуков в жизни человека…………………………………………..стр.5

   2. Музыкальные звуки и шумы. Громкость и высота звука..…стр.7

3. Целебные свойства музыки……………………………………………..стр.9

4. Воздействие музыки на организм человека……………………………стр.14

5.Классическая музыка укрепляет память……………………………….стр.17

6. Некоторые тонкости с  учетом психологии…………………………..стр.18

Библиография……………………………………………………………..стр.21

  

Введение.

Древний город Иерихон существовал в VII - II тысячелетиях до н. э. в Палестине. Это был знаменитый город, слава о нем разносилась во все концы света. Множество врагов поднимались войной против иерихонцев, но высокие стены города всегда служили надежной защитой. Однако город все же был повержен. По библейскому преданию, мощ­ные стены его рухнули от звуков труб еврейских завоевателей. Музыка покорила Великий Иерихон!

С глубокой древности музыка и изобразительное искусство использовались для врачевания болезней души и тела. Одно из первых упоминаний о музыке как лечебном средстве можно найти в Ветхом Завете (Первая Книга Царств, глава 16): "… И сказали слуги Сауловы ему: вот злой дух… возмущает тебя. Пусть господин наш прикажет слугам своим… поискать человека, искусного в игре на гуслях; и когда придет на тебя злой дух, то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя". Вскоре был найден талантливый музыкант, прекрасно играющий на гуслях (скорее всего, на арфе). Им оказался пастушок из Вифлеема Давид. Дивная игра Давида, сопровождаемая песнями, успокаивала душу Саула. В мифах древней Греции отец и сын Аполлон (покровитель искусств) и Асклепий (покровитель врачеваний) символизировали связь искусства и медицины. В хрониках описывается, как Асклепий музыкой утихомиривал ссорящихся.
О лечебном эффекте музыки писали древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, считавшие, что от музыки зависит порядок во Вселенной и в том числе - гармония в человеческом теле. Уже в IV-VI веке до н. э. было известно, что мелодия и ритм музыки помогают изменить эмоциональный настрой. Демокрит заметил лечебный эффект звучания определенных музыкальных инструментов. В древней Италии предлагали излечивать безумие звуками трубы.
Большое значение придавали ритмам музыки, ее тональности. В древней Греции использовались гимны скорби, радости, торжественные (дифирамбы). В гимнах на сознание слушателей воздействовали и пение, и музыка, создавая соответственно настроение скорби, радости и душевного подъема. Музыка широко использовалась и в других странах древнего мира - в Китае, например, музыка сопровождала человека всю жизнь. По мнению древних китайцев, музыкальный лад (пентатоника) основана на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы - земля, металл, дерево, огонь, вода, - которые в свою очередь соответствуют пяти внутренним органам - селезенка, легкие, печень, сердце, почки. Интересно, что принцип пяти тонов связывался с пятью частями света, с пятью чувствами и с пятью плотными органами тела. В древней Индии музыкотерапия также использовалась очень широко. Индийская философия утверждает, что музыка - инструмент гармонии души и мира, что ни одно искусство не способно так облагородить и развить личность, как музыка.
Ибн Сина (Авиценна) изучал воздействие музыки не только на больного, но и на здорового человека, по сути использовав музыку для профилактики нервно-психических заболеваний. Психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки на человека не подлежит сомнению в свете сегодняшних представлений о музыкальном искусстве, о роли музыки в жизни человека. Мы не представляем себе сегодня домашнего отдыха, событий в жизни (бракосочетание, семейные праздники, проводы в мир иной и т.д.) без соответствующего обстоятельствам музыкального сопровождения. Лирические мелодии испокон веков служили для создания особой атмосферы, при этом бокал хорошего вина практически всегда был атрибутом интимной ситуации (что можно видеть на классических полотнах художников разных времен и народов). Согласно современным представлениям, музыка положительно воздействует на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Музыка успокаивает, снимает психоэмоциональное напряжение, мобилизует резервные ресурсы организма. Не случайно в России еще в 1913 году был создан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли В. Бехтерев, И. Сеченов, С. Корсаков.

 

Цель исследования: изучить влияние музыкальных произведений на психоэмоциональное состояние человека.

Задачи исследования:

  • Выяснить, какое психологическое воздействие оказывает музыка на человека.

  • Исследовать гармонические и негармонические  колебания и определить их влияние на самочувствие и эмоциональное состояние человека.

  • Определить приемы снятия эмоционального напряжения.

  • Создать группу музыкальных произведений, способствующих расслаблению и отдыху больше остальных.

Практическое значение работа:

Теоретический материал может быть использован  в работе для учителей, рекомендации и музыкальные произведения могут найти применение в психорегуляции эмоционального состояния.

К оглавлению

 1.  Мир звуков в жизни человека.

Мир звуков оказывает на нас огромное воздействие (например: взаимосвязь настроения человека и звучания внешнего мира). Для детей это особенно важно, музыка способна полностью сформировать психику .

        Интоника – наука об обучающих и разрушительных свойствах музыки и ритма. Музыка воздействует на человека в разных плоскостях.

        Первый фактор.

        Музыка есть вибрация, а вибрации свойственно влиять на биохимию человека. Частота музыкальных вибраций, точно совпадающая с частотой  ферментативных процессов, оказывает на них глубокое воздействие. Слушание музыки будущими мамами по системе, исключающей разрушительные вибрации и приносящей благотворные. Это помогает формированию плода и прививает ребенку навыки, которые даже не будучи им осознанны, помогают освоиться в жизни.

        Во-вторых, музыка воздействует на физическое тело человека, его эмоциональную сферу.

        Играем ли мы, поем или танцуем, - мы заставляем тело работать. Рояль активизирует моторику легких мышц, пение – работу диафрагмы и дыхательного аппарата, задействован и пищеварительный тракт, меняется кровообращение. Танец – все мышцы тела получают нагрузку. Заставляя работать тот или иной орган, музыка «включает» ответственную за него зону мозга.

        Различные инструменты вызывают в организме человека разные реакции – даже если играть одну и ту же мелодию. Дело в том, что их звуки различаются происхождением и воздействием на слушателя. Если это рожок – он будет влиять на определенные ткани тела – в частности на волокна, из которых состоит соединительная ткань. Флейта соответствует любой трубчатой структуре в организме (сосудам, трубчатым костям).

        Порой, замкнувшись в своих проблемах и болезнях, мы остаемся глухи к любым словам. А на музыку вдруг отзовется наше подсознание, душа, наше глубинное «Я», часто самим нам неведомое. Почему? Словесный контакт у человека связан с речевыми центрами. Этим занимается очень поздняя по происхождению структура нервной системы.  Неречевой слух – восприятие шума ветра, леса, воды – по происхождению гораздо древнее. Поэтому посредством музыки мы попадаем в более фундаментальную область в структуре психики.

        Третий фактор.

        Музыка формирует психологический настрой, моделирует эмоциональное состояние. Взрослому человеку, страдающему депрессией, музыка Моцарта может улучшить состояние, что же говорить о еще более восприимчивых детях? Оказывая общее благотворное влияние на нашу психику, музыка способствует творчеству. Вызывая неожиданные ассоциации, она словно вскрывает наше подсознание, «вытаскивая» на поверхность не только спрятанные воспоминания, но и потаенные способности, скрытые силы.

К оглавлению

2. Музыкальные звуки и шумы. Громкость и высота звука.

Звуки, которые мы слышим каждый день, очень разнообразны. Любой из нас отличает так называемые музыкальные звуки от шумов. К первым относится пение, звучание натянутых струн музыкальных инструментов, свист и т.д. Шумы возникают при взрывах, работе двигателей внутреннего сгорания, шипении змеи, скрипе несмазанных дверных петель и т. п.

Музыкальные звуки. Но чем с точки зрения физики отличаются музыкальные звуки от шума?  И по какой причине музыкальные звуки

столь несхожи между собой?

Чистый музыкальный звук можно получить с помощью простого прибора,

 называемого камертоном.

Камертон представляет собой изогнутый металлический стержень, закрепленный посредине на держателе (ножке). На рисунке показан

камертон, установленный на деревянном ящике, открытом с одной стороны. Ударив молоточком по одной из ветвей камертона, мы услышим музыкальный звук. Постепенно звук ослабевает вследствие затухания колебаний ветвей. Звуковая вол­на возбуждается колеблющимися ветвями камертона. Характер этих колебаний линия, близкая  к    синусоиде.  

Звук, издаваемый гармонически  колеблющимся телом, называют музыкаль­ным тоном или просто тоном.

Музыкальные    тоны    отличаются    на  громкостью   и   высотой.   От   каких физических    величин    зависят    громкость и высота тона?

Громкость звука. Громкость звука определяется амплитудой колебаний. Чем сильнее удар молоточка по камертону, тем громче звучит камертон. А более силь­ный Удар вызывает колебания большей амплитуды.

Нужно, однако, иметь в виду, что чувствительность нашего уха зависит от частоты звука. Звуковые колебания одинаковых амплитуд не кажутся нам одинаково громкими, если частоты их различны. Наше ухо наиболее чувствительно к колебаниям с частотой около 3500 Гц.

Высота звука. Для того чтобы определить, с чем связана определенная высота звука (точнее, высота тона), нужно рас­полагать несколькими камертонами различных размеров. Проводя иглой, прикрепленной к ветви звучащего камертона, вдоль за­копченной пластины, можно заметить, что, чем выше звук, издаваемый камертоном, тем меньше период появляющейся на пласти­не синусоиды, следовательно, тем больше частота колебаний камертона. Высота тона определяется частотой колебаний.

То же самое можно наблюдать при колебаниях струны. Уве­личение натяжения струны приводит к увеличению частоты сво­бодных колебаний. Поэтому, натягивая струны гитары с помощью колышков, мы делаем звук более высоким.

Кроме того, частота колебаний струны зависит   (при данном натяжении)   от ее длины.   При   игре  гитарист  прижимает  пальцами струны к грифу. Благодаря этому меняется высота звука. Отметим, что диапазону человеческого  голоса  соответствует интервал частот от 70 до 10000 — 12000 Гц.

Что такое шум? Шум отличается от музыкального тона тем, что ему не соответствует какая-либо определенная частота коле­баний и. следовательно, определенная высота звука. В шуме при­сутствуют колебания всевозможных частот.

К оглавлению

3. Целебные свойства музыки.

Целебные свойства музыки известны давно. Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками и имели обширные знания в этой области. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали "музыкальные рецепты" для воздействия на тот или иной орган. В российских широтах, например, в Эвенкии, чтобы усилить действие снадобий, знахари напевали свои заклинания и заговоры, а шаманы сопровождали их звуками барабана и бубна. Первые серьезные исследования оздоровительного воздействия музыки на организм человека провел в конце XIX века врач-невропатолог Джеймс Корнинг. Он изучал влияние музыки Вагнера при лечении психических расстройств. Пробные прослушивания произведений этого композитора в аудитории больных дали впечатляющие результаты, и в больнице стали проводить специальные лечебные концерты. А сто лет спустя музыкотерапию использовали во многих лечебных учреждениях Америки и Европы. Целебные звуки раздавались в стоматологических кабинетах, в операционных, в детских больницах и военных госпиталях. Музыка успокаивала, расслабляла, помогала лечить неврозы, усиливала воздействие лекарств. В наше стремительное время мы снова обращаемся к музыке как к способу помочь себе. Несколько лет назад Римская академия наук обнародовала результаты исследований влияния музыки на человека. Оказывается, депрессию, страх, последствия стрессов, сердечные боли, гипертонию с помощью музыки можно вылечить на 90 процентов! Выводы итальянских ученых подтвердили медики Англии и России. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. А знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта. Сегодня специальная международная ассоциация разрабатывает и выпускает музыкальные "лекарства", готовит специалистов по музыкотерапии. Специалисты ассоциации создали музыкальные композиции, которые помогают при бессоннице, депрессии, неврозах, способствуют восстановлению организма после перенесенных тяжелых заболеваний и операций, облегчают страдания при неизлечимых болезнях. Число поклонников этого приятного способа лечения и профилактики с каждым годом в мире становится все больше.

К оглавлению

ВОЛШЕБНЫЕ ВИБРАЦИИ
В чем же секрет лечебного воздействия музыки на человека? По этому поводу существуют разные точки зрения. Некоторые ученые, преимущественно врачи-психотерапевты, полагают, что в основе исцеляющих свойств музыки лежит ее способность влиять на психоэмоциональное состояние человека. Склонность людей к таким болезням, как гипертония, стенокардия, язва желудка и др., часто объясняется не физической немощью и не наследственной предрасположенностью, а особенностями характера человека, его мировоззрением и отношением к окружающей действительности. Оказывается, язвой желудка и двенадцатиперстной; кишки, гипертонией чаще болеют люди, нетерпимые к ошибкам и "неправильному" поведению других людей, жестко придерживающиеся своих принципов и взглядов, настроенные враждебно и противопоставляющие себя окружающим. Если же человек постоянно зациклен на собственных недостатках, неуверен в себе - это прямой путь к мигреням, аритмии сердца, бронхиальной астме. Чтобы избежать или вылечить психосоматическое заболевание (именно так называется эта группа болезней), нужно изменить если не характер человека, то хотя бы его отношение к своим проблемам и к жизни вообще. И музыка здесь - один из главных инструментов лечебного воздействия. Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным. Согласно другой теории, основным целебным фактором в музыке является ритм. Ритм считается сердцем музыки, и, по мнению ряда специалистов по музыкотерапии, именно он лежит в основе ее лечебных свойств. В природе все подчинено определенным ритмам, и человеческий организм не исключение. Каждый opган в системе "человек" вибрирует по-своему, и его вибрации совпадают с ритмом энергией вполне определенных звуков и инструментов. Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце - яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы "исцеляющего" инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее "звучание".
Итак, какой инструмент за что "отвечает"? Считается, что:
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";
- пианино очищает щитовидную железу;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- цимбалы "уравновешивают" печень;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;
- саксофон, самый "сексуальный" инструмент, активизирует сексуальную энергию.
Лечебное воздействие оказывают не только инструменты, но и музыкальные произведения. Так, при бессоннице рекомендуется подбирать музыку, ритм которой чуть медленнее частоты сердечных сокращений (подойдут произведения в стиле барокко или блюзы). При гипертонии очень эффективно прослушивание фуг Баха, а свадебный марш Мендельсона хорош не только для новобрачных, но и для людей с больным сердцем. Сердечникам также подходит Пятая симфония Бетховена. В качестве лекарства от мигрени музыкальные терапевты советуют "Весеннюю песню" Мендельсона или "Американца в Париже" Гершвина. Универсальным действием обладает музыка Моцарта - и в этом единодушны все специалисты. Она оказывает поистине волшебное действие: при простуде и головной боли, депрессии и умственном напряжении. Причем эффект от музыки великого австрийца распространяется не только на людей, но и на домашних животных и даже на неодушевленные предметы. Например, в Европе обнаружили, что коровы, регулярно слушавшие произведения Моцарта, давали больше молока, а японцы полагают, что Моцарт делает хлеб пышнее, а рисовую водку сакэ - ароматнее.
С МУЗЫКОЙ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ
Если вы любите музыку, то можно составить музыкальный план дня, который поможет вам всю активную часть суток сохранять бодрость и душевное равновесие. Отлично разгоняют утреннюю сонливость сонаты и концерты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта. Если у вас нет времени или желания совершать утреннюю пробежку, включите "Путешествие пешком" Гуго Вольфа. Освежающе действуют симфонический эскиз "Море" Клода Дебюсси, "Пробуждение птиц" Оливье Мессиана, увертюра "Рассвет на Москве-реке" Модеста Мусоргского, "Утреннее настроение" Эдварда Грига, "Утро" Рихарда Штрауса. Чашку крепкого кофе в середине дня заменят Гендель и Моцарт, а для профилактики утомляемости можно включить в звуковой рацион "Музыкальное утро" Грига или "Времена года" Чайковского. Если вам не удалось избежать конфликтов или неприятных разговоров на работе или дома, на ваше настроение отлично повлияют такие произведения, как "Домашние произведения" Рихарда Штрауса, "Крестьянская кантата" Иоганна Себастьяна Баха, "Песня о блохе" Людвига ван Бетховена, "Шелковая лестница" и "Сорока-воровка" Джоаккино Россини. Перед важной встречей или разговором с незнакомыми людьми многие испытывают чувство неуверенности и даже страх. В этом случае помогут прелюдии и фуги для органа Баха, Пятая симфония Чайковского, все оркестровые произведения Александра Скрябина. Музыка Баха, кстати, весьма эффективна, если предстоит напряженная интеллектуальная работа. Когда необходимо сосредоточиться, хорошо помогают и сборники "Звуки природы".
"ПОЮ ТВОИ-МОИ ПЕСЕНКИ..."
Музыка оказывает положительный эффект не только когда ее слушают, но и когда напевают - любимые песни или просто понравившиеся мелодии. Существует даже специальная музыкальная зарядка - пение определенных звуков. Это помогает расслабиться, раскрепоститься и сосредоточить свои мысли на нужном объекте. Именно на этом основан эффект мантр, исполняя которые, буддийские монахи достигают высших степеней медитативного состояния. Чаще других в лечебных целях используется пение гласных звуков "а", "у", "о". Чтобы облегчить боль, рекомендуют, приняв удобную позу, в течение нескольких минут непрерывно петь один из этих звуков, одновременно сосредоточившись на очаге боли. Впрочем, совсем необязательно так мудрить, иногда бывает достаточно пропеть несколько строк из последнего хита, не важно в чьем исполнении - Пугачевой или ДеЦла, чтобы отвлечься от дурных мыслей, выплеснуть накопившуюся энергию и вернуть себе хорошее настроение. Так что не стесняйтесь мурлыкать себе под нос или подпевать любимому певцу, слушая его песни по радио.
КОГДА МУЗЫКА КАЛЕЧИТ
Наверняка у старшего поколения это название вызовет устойчивые ассоциации с рэпом или heavy metall. "Увы" для них и "ура" для поклонников этих стилей: доказано, что лечебная сила музыки никак не связана с ее эстетической ценностью. Случается, что чудесное с точки зрения музыковеда произведение не оказывает на человека никакого целебного действия. Более того, есть музыка, способная нанести вред здоровью. Произведения, в которых нарушаются законы музыкальной гармонии, с неровным, прерывистым ритмом, частыми диссонансами отрицательно влияют на сердечно-сосудистую систему и дыхание. Известны случаи, когда слушание такой музыки приводило к остановке сердца. Конечно, нарекания в отношении рок-музыки во многом обоснованны. Но в то же время рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут. Так что вопрос о вреде любой рок- или рэп-музыки достаточно спорный. Единственный факт, признаваемый однозначно всеми врачами, - чрезмерно громкая музыка действительно вредит здоровью. Экспериментально установлено, что бой барабанов, превышающий 100 децибел, приводит слушателей в полуобморочное состояние.

К оглавлению


4. Воздействие музыки на организм человека.

Психолог-практик, член Гродненского общественного объединения практических психологов Буча Е.А. - об исследованиях воздействия тяжелого рока и хеви-металл на организм человека.
Еще в конце 80-х профессор Г.А. Аминев говорил о том, что после шумных дискотек с преобладанием металлического рока у некоторых школьников ухудшается память, внимание, скорость чтения, зато нарастают упрямство, агрессивность, может нарушаться сон. На предприятиях у молодых рабочих, слушающих такую музыку выработка снижается на 50 %. Известно также, что от избыточных музыкальных децибелов у людей снижается слух, снижается способность к творческому и продуктивному мышлению.
Исследования в лаборатории профессора Г.А. Аминева показали, что тяжелый рок оказывает наркотическое воздействие, т.к. это связанно с образованием эндрофинов – морфиноподобных веществ удовольствия образующихся в мозгу при прослушивании такой музыки.
Бельгийские ученые из медицинского университета Брюсселя в ходе нового исследования пришли к выводам о том, что музыкальные произведения вышеуказанных стилей из-за звуковых волн с высокой энергией и низкой частотой, приводят к разрыву альвеол и формированию пневмоторакса – состоянию, при котором легкие перестают наполняться воздухом и дышать.
Одним из последних открытий является воздействие музыки на воду (как известно, человек на 80 % состоит из воды). Стал известен тот факт, что воздействие тяжелого рока вызывает разрушение структуры воды, а классическая (спокойная) музыка – делает воду кристально чистой с правильной и симметричной структурой.
Музыка влияет на эмоциональное состояние человека. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию… Задолго до психологии этим свойством музыки заинтересовалась медицина. Еще Гиппократ советовал лечить истерию прослушиванием игры на флейте. В средневековье музыкой пытались лечить параличи и даже останавливать внутренние кровотечения.
Команда исследователей под руководством профессора Пенелопы Сандерсон из Университета Квинсленда обнаружила, что частота сердцебиения и дыхание у пациентов в операционной имеют значительно лучшие показатели на фоне классической музыки, далее следует джаз, а наихудшие показатели системы жизнеобеспечения, получены на фоне рока.
Все эти научные исследования подтверждаются и нашими наблюдениями за спортсменами, слушающими спокойную музыку. Результаты у таких спортсменов значительно выше, чем у тех, кто слушает тяжелый рок. Спокойная и гармоничная музыка способствует лучшему усвоению материала и повышению работоспособности, если звучит не громко (как фон).
Если принять к сведению и тот факт, что ребенок находясь еще во чреве матери, по разному реагирует на веселые и тревожные мелодии, классику и тяжелый рок, то станет понятно почему доктор медицинских наук Михаил Фейгин рекомендовал беременным женщинам слушать светлую и радостную музыку - после рождения младенец может узнавать ту колыбельную, которую он слышал в утробе, - он перестает плакать, а выражение лица становится внимательным и сосредоточенным.
Если вы действительно хотите помочь своему ребенку – начните сами слушать спокойную музыку, а лучше всего старайтесь прививать ему любовь к спокойной и гармоничной музыке с младенчества.

По результатам исследования среди учащихся 10- 11 классов  нашей школы предпочтение к прослушиванию музыкальных произведений распределилось  SHAPE MERGEFORMAT

 

Таким образом, можно сказать, что молодежь воспитывается на образцах тяжелой музыки, что конечно не сможет не сказаться в будущем на их психическом и соматическом здоровье.

К оглавлению


5.Классическая музыка укрепляет память.

Классическая музыка укрепляет память человека, К такому выводу пришли исследователи из университета итальянского города Кьети. Они открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное прослушивание его знаменитого симфонического сочинения «Времена года» улучшает свойства памяти у пожилых людей.

24 добровольца должны были запомнить ряд чисел, расположен­ных в определенном порядке. Группа пациентов, которые много часов слушали музыку Антонио Вивальди, справилась с этим заданием намного лучше своих конкурентов. Этот феномен в определенной степени объясняется повышенным вниманием и напряжением участников эксперимента, но классическая музыка, бесспорно, стимулирует краткосрочное  расширение физиологических возможностей человеческого мозга.

Науке уже известен «эффект Моцарта», когда маленькие дети, слушающие музыку великого австрийского композитора, быстрее развиваются в интеллектуальном отношении. В животноводстве, как отмечала еще советская печать, надои молока у коров иногда увеличивались после исполнения по радио музыки Чайковского. Теперь в научный оборот введен термин «эффект Вивальди".

К оглавлению

 

6. Некоторые тонкости с  учетом психологии.

Не напрягайтесь! Музыка помогает только тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна как бы проходить сквозь тебя, всецело заполняя сознание и мысли. Не переборщите! Часовое слушание, скажем, симфонии Бетховена может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость. Для сеанса достаточно нескольких минут. Регулируйте громкость! Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку - это опять-таки раздражает и напрягает организм. Главное, чтобы нравилось! Даже если вы не обнаружили любимую музыку в списках, рекомендованных для прослушивания. Если мелодия будит в вас приятные чувства и воспоминания, это обязательно благотворно отразится на вашем состоянии. В этом случае Земфира вполне может соперничать с Чайковским. Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас. Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы ощутите, что стали увереннее и спокойнее.

При подборе музыкальных произведений надо учитывать психологические свойства лиц, под­вергающихся воздействию музыки. Одно иссле­дование показало, что в спокойной ситуации реакция людей с сильной и слабой нервной сис­темой на приятную и неприятную музыку одинакова: приятная помогает в работе, а непри­ятная мешает.

В напряженной ситуации влияние приятной и неприятной музыки на людей с сильной и слабой нервной системой противоположно. Приятная помогает в работе сильных, причем в той же степени, что и в спокойной ситуации. А у слабых приятная музыка усиливает нервно-пси­хическое напряжение - и, значит, их работе мешает. Но это ухудшение происходит не сра­зу, а лишь спустя 13-15 минут. А неприятная музыка в напряженной ситуации плохо влияет на сильных, а слабые не обращают на нее вни­мания, как бы отключаются.

Это надо учитывать, если вы хотите оказы­вать музыкальное воздействие на учащихся. В спокойной обстановке прослушивание музыки надо ограничить 20-30 минутами (перерыв, окончание деятельности), а в условиях напря­женной работы - 10-15 минутами.

На переменах, до и после уроков

Школьное утро характеризуется пониженной работоспособностью, поэтому хорошо бы уже в вестибюле встречать учащихся музыкальной программой, стимулирующей нервно-моторные центры организма, настраивать детей на позна­вательные процессы, а их организм - на рабочий ритм.

До уроков музыка может быть темповой, гром­кой. На перемене лучше транслировать спокой­ную, менее громкую музыку. К концу учебной смены, когда накапливается утомление, музы­ка должна быть бодрящей, темповой. Во время перемен, в вечернюю смену музыкальное звучание должно быть бодрым, веселым. Такая музыка предупреждает развитие утомления и по­могает эффективной учебе.

В начале недели (в понедельник, вторник) музыка должна звучать несколько громче, чем перед выходными. Но в целом она должна лишь создавать фон, превышая обычный шум в помещении на 3-4 децибела.

Музыка, звучащая на большой перемене, должна подбираться с учетом вкусов и просьб слушателей и может быть составлена по заявкам учащихся.

Последняя музыкальная заставка начинается сигналом о конце заключительного урока. А далее провожает учащихся бодрой, веселой музыкой. После 10-15 минут провожающей музыки начинаются мелодии второй части, предназначенные для врабатываемости учащихся следующей смены.

Подростки и юноши живее реагируют на му­зыкальные передачи. Музыка во время учебы, труда и отдыха способна возбудить и успокоить, взбодрить и развеселить, воодушевить и вдохно­вить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна расположить к покою или движению, вызвать легкость или тяжесть, создать то или иное настроение.

Музыка, сопровождаемая текстом, может отвлечь, рассеять внимание, поэтому предпочтительнее песни на незнакомом языке. Они вос­принимаются так же, как и инструментальная музыка.

Вывод. Музыка это вид искусства, которое требует к себе внимательного отношения, так как она   может и разрушать и гармонизировать состояния человека, делать его жизнь разнообразной и яркой.

К оглавлению

 

 Библиография.

1)Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке… М.:Линка-Пресс, 1997.

2)Лазарев М. Царство звука. –Обруч, 1996,

3)Журнал «Здоровье детей», 2004, № 24-26

4) Газета Восточный Берег , 2007, № 34

5)  Мякишева Г.Я., Буховцев Б.Б., Учебник по физике 10 класс, 1987

6) Технический  журнал «Потребитель»

7) Федоренко Л.Г.Психологическое здоровье в условиях школы, Спб, 2003.    

Сайт о  работе научного общества учащихся  и проектной деятельности.

Первый  вестник научного общества  учащихся "Эверест"

Сайт научного общества "Эверест"

вверх

Hosted by uCoz